Каталог статей

Главная » Статьи » Прочее

Е. Надель-Туроньска. Размышления после вечера с фольклорным ансамблем В.Ц.
 
 

река Хопер в окрестностях Усть-Бузулука

 

      Народные песни - что это такое? Тем более многоголосое пение? Это - мощная глубинная сила, тесно связанная - точнее, являющая собой - силу места (географического), где живут эти люди, выражающая их задачи как какого-либо целостного сообщества в более широком сообществе, а также несущая в себе качества почвы, жизнь растений, птиц, зверей, камней, воздуха - словом, те люди, которые поют, совершают акт самовыражения всего этого комплекса в форме пения. Они подключают через свое пение и слушателя к своему эгрегору, "промывают" его своей энергией, заимствуя в то же время его энергию и делая тем самым как бы его своим сообщником на это время, приобщая его к своей родине. Но, однако, исходя из всего этого, ясно, что фольклорое пение не должно вовсе нуждаться в слушателе или зрителе, оно - самодостаточно, оно есть с а м о в ы р а ж е н и е данного "экологического комплекса", его "заявка" в космосе существование, точнее, вклад в общее существование космоса на этом энергетическом уровне. Чем богаче природа, здоровее и красивее люди, тем содержательнее (в смысле: многостороннее и ярче по краскам) должно быть самовыражение на уровне народного искусства. Из всего этого следуют два важных момента: - становится понятным, почему подлинно народные певцы, поэты (рапсоды, манасчи, кобзари и т. п.) пользовались таким уважением в народе - ведь они брали на себя труд через себя синтезировать всю огромность их мира, выразить его через себя. Понятно, почему эти народные певцы и художники, будучи оторваны от родной земли, теряли способность творить и часто погибали даже физически - не исполнялось их предназначение. - проблематичной становится возможность создания фольклорного ансамбля из людей, не принадлежащих именно этому этническому или национальному сообществу (или эгрегору). Что могут они выразить, не будучи "плоть от плоти и кровь от крови" этой земли и народа, песни которого они поют? Но вот - фольклорный ансамбль В.Ц., производящий воздействие на слушателя именно по законам фольклора, подлинного народного искусства. Имеет ли значение, кто эти люди, каково их л и ч н о е происхождение, их родословная, или в фольклоре возможен следующий "виток спирали", который и пытается осуществить В.Ц., - это выход на более глубинные структуры и пласты народного подсознания, осознавание законов, по которым оно "выводится". Если это так, и если это возможно, - это серьезный шаг в развитии сознания, развитии фольклора, проникновения в него, в овладении им; это - глубокая попытка синтеза народного самовыражения.

22 июля 1981 г. Ростов-на-Дону. Елена Надель-Туроньска. Всего вам хорошего, ребята!       С восхищением и благодарностью.

   Случайно обнаружилась запись одного куплета песни Голуб, ты мой, голубок. Мы поем ее для наших наставников во время экспедиции. Это была фирменная песня Усть-Бузулукцев, ее часто просили сыграть на ярмарках, где встречались казаки из разных станиц.

   С этой записью вышел однажды казус. Когда меня привели домой к руководителю ансамбля донских казаков Анатолию Квасову (с его женой Раисой Ивановной Шапошниковой мы в разное время учились у профессора Л. Л. Христиансена), я дал ему послушать эту запись. Он сказал что-то типа: - зачем вы даете мне записи экспедиций. Я сказал, что это я пою со своим ансамблем, но он отказался верить. Для меня это было высшей похвалой.

Категория: Прочее | Добавил: vcirkov (06.07.2013)
Просмотров: 911 | Теги: фольклор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: