Персональный сайт Владимира Цыркова


Интонация, - как тема в музыкальной науке и науке о психологии восприятия, считается одним из самых темных мест. Если рассматривать интонацию главным фактором образования музыкальной формы, будет понятно, что она, выражаясь философским языком, отвечает за пространство, наряду со временем, которое мы ассоциируем с ритмом. Весь вопрос в том, - как мы предполагаем это время и пространство понимать, а главное, - как пользоваться им. Исполнитель традиционного фольклора может вовсе и не задумываться о технологических принципах интонационного процесса, если его механизмы работают исправно. В этом технология естества от природы. Но когда традиция заменена системой образования, когда опыт, служивший основой естества, замещен культурным эрзацем, - получаем соответствующий результат. Музыкальная грамота в том виде, как она преподносится в учебных заведениях, ликвидировала саму возможность позитивно ощущать интонационную среду. Все, что известно науке об интонациях, к интонированию относится разве только косвенно. Речь в данном случае идет о подмене понятий, когда реальное интонирование заменяется имитацией. Интонирование - живой процесс - наука рассматривает исключительно в поле ладо-гармонических функций, которые мыслятся в готовых шаблонах известных моделей строя. Итог: интонационное чувство атрофировано за ненадобностью, как некий атавизм. Взамен него суррогат привитых в школе представлений об акустических и функциональных свойствах звука, также способов имитации его высоты. Музыкант, получивший образование, не способен не только управлять интонационной средой, но часто даже чувствовать ее. Естественные реакции восприятия интонации данные от природы умирают в самом зародыше, не успев развиться, отсюда и примитивное отношение к фальши. Почему же интонационные свойства звуков оказались тайной за семью печатями? (читать далее)

От автора. Нетемперированные звуки. «Музыка и время» 2004 г., №4,5.
Фольклор — подлинный и ложный. «Фольклор, традиции и современность»
выпуск 3, изд. Таганрогского Гос. пед. института

Технология естества. Музыкальные функции. Интонирование.
Интонационная среда. Лады. Строй и ладо-гармонические функции
Канд. пед. наук Л.А. Бурякова (Бевза) Вступительная статья.
Англ. версия: Choral pitch. Другие материалы.

©2007 Vladimir Cirkov
Хостинг от uCoz